«Ақмола облысы білім басқармасының туризм, дене шынықтыру, алғашқы әскери және |
Коммунальное государственное учреждение «Центр туризма, физической культуры, начальной военной и технологической подготовки управления образования Акмолинской области» |
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши,
Она- твой давний добрый лекарь,
Она- союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В 2015 году стартовал культурно-образовательный проект «Поколение+», направленный на развитие исследовательского и творческого потенциала учащихся учебных заведений страны, популяризации среди подрастающего поколения базовых принципов «Мәңгілік ел»: гражданского равенства, трудолюбия, толерантности, честности, преданности и патриотизма.
В рамках данного проекта под эгидой 25-летия Независимости Республики Казахстан областным центром детско-юношеского туризма, краеведения и экологии при управлении образования Акмолинской области проведена областная экологическая олимпиада среди учащихся 2-5 классов. Цель олимпиады: развитие креативного мышления и инновационного отношения к отрасли энергетики, сохранение экологии; воспитание чувства добра, справедливости и ответственности; выявление и поощрение детей, заинтересованных в углубленном изучении экологии. Согласно положения олимпиада проходила в 2 тура: отборочный (заочный)- отбор лучших проектов, второй тур (очный)- защита проектов, выполнение тестовых и практических заданий.
В состав жюри вошли компетентные специалисты из Института повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, Кокшетауского университета имени А. Мырзахметова, областного центра по работе с творчески одаренными детьми.
На отборочный тур было представлено 47 проектных работ на темы: «Значение ЕХРО-2017 для Казахстана», «Путь Казахстана в направлении «зеленой» экономики: какой он?», «Как сберечь энергию (возобновляемая энергия)»из Аршалынского, Бурабайского, Есильского, Жаксынского, Жаркаинского, Сандыктауского районов, гг. Степногорск и Кокшетау.
Для участия во втором туре, который прошел 7-8 апреля т.г. на базе ДОЦ «Звездный», расположенного в самом сердце Бурабая, среди гор и лесов, с чистым хрустальным воздухом было допущено 18 лучших проектов.
Оценивание проходило по таким критериям, как: инновационный подход, аналитическое мышление, знание темы и способность размышлять.
Несмотря на столь юный возраст, участники олимпиады ведут исследовательскую деятельность и поднимают глобальные экологические вопросы, яро защищают свои работы, доказывая их актуальность и значимость. Гауэрт Артур, учащийся 5 класса ЭШГ №13 г. Кокшетау, в своем проекте «Лампочка – один из главных источников энергосбережения», провел ряд исследований - анкетирование респондентов, социальный опрос продавцов сети электромагазинов, эксперименты с образцами лампочек, которым покупатель отдает наибольшее предпочтение. Связав теорию и практику, доказал, что одним из способов энергосбережения является светодиодная лампа. Артур не собирается останавливаться на достигнутом, собирается и дальше изучать проблему энергосбережения. Проект Артура занял первое место.
А обладетельницы 2 призового места - учащиеся 2 класса СШ им. Л.Н. Толстого г. СтепногорскГах Екатерина, Шульга Елизавета - в свободное от учебы время вместо игр с куклами Барби, Монстр Хай не по-детски изучали проблему освещения классной комнаты, используя люксеметр (прибор для определения освещенности). Всесторонне изучив проблему освещения, выявили негативные последствия при неправильном и недостаточном освещении: это приведет не только к снижению остроты зрения, но и прогрессирующему ухудшению здоровья, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости, что в дальнейшем может повлечь за собой наступление болле опасных последствий, и этого нельзя допускать, тем более в школе. Оразбекова Айлана и Ишамбекова Ботагоз (2 место) из Жаксынского района блестяще защитили проект по энергосбережению. Так как девочки сами провели ряд исследований и опытов по экономии энергии, воды, материалов, используемых при стороительстве домов,
Проблему домашнего энергосбережения в своем проекте рассмотрел и Жилин Даниил, учащийся 5 класса ЭШГ №13 г. Кокшетау. Используя разнообразные методы наблюдения и анализа, подсчитал примерный результат экономии домашнего бюджета из расчета за неделю и на год. Проект Данила занял достойное 3 место. Третье место с ним разделили Оздоев Адам, учащийся 3 класса Подгорненской СШ Жаксынского района и Хурмет Адиль, учащийся 5 класса Тасоткельской ОШ Жаркаинского района.
Адам изучил виды и источники энергии, провел тестирование, опрос, расчеты по замеру электроэнергии дома. А вот Адиль в своем проекте раскрыл тему «Значение ЕХРО-2017 для Казахстана». Он уверен, что ЭКСПО-2017 станет одним из ключевых событий в новейшей истории Казахстана, а проведение этого мероприятия внесет огромный вклад в развитие «зеленой» экономики. Будут доступны лучшие мировые технологии по сохранению энергии.
Все труды юных дарований были отмечены грамотами в номинациях «Жас зерттеуші» БайгабуловаАйдана, 5 класс, Урумкайская СШ Бурабайский район, тема «Қазақстан үшін ЭКСПО-2017 –ның мағынасы»; «Жас ғалым» - Муфтахутдинова Рината, 5 класс, ЭШГ №13 г. Кокшетау«Польза ветра в энергетике Казахстана»; «Жас агроном» - Золотарев Игорь, 3 класс, Михайловская СШ Аршалынского района, тема «Картофель — второй хлеб»;
«Жас энергетик» - Шараева Наталья, 5 класс, г. Есиль тема Сохраним планету Земля. (Как сберечь энергию)»; Ежова Валентина, 4 класс, г. Есиль, «Значение EXPO-2017 для Казахстана»; Бабенко Ольга, 4 класс, Новокиенская СШ Жаксынский район «Как сберечь энергию?»; «Сұлулық әлемді сақтайды!» - Носатенко Валентина, 3 класс, г. Есиль, тема «Таинственный цветок – астра (Путь Казахстана в направлении «зеленой» экономики)»; «Жасай бер, Жер-Ана!» - Галюк Андрей и ТулегеноваБибигуль, 5 класс, Сандыктауский район «Путь Казахстана в направлении «зелёной» экономики: какой он?»; АбилькасимоваДильназ, 4 класс, СШ №7 г. Кокшетау«Как сберечь энергию?»
Для участников олимпиады – это еще одна ступенька, которую они достойно перешагнули, еще один барьер, который преодолели на пути к победе и знаниям! Радует интерес к углубленному изучению экологии, глобальных проблем, их бережное отношение к окружающему миру. Ведь еще великий Абай мудро сказал: «Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».
Педагогам желаем неиссякаемой энергии, творческих успехов, благодарных учеников.
Родителям выражаем особую благодарность за веру в своих детей и желание раскрыть в них самые лучшие качества: творчество и поиск, находчивость и энтузиазм, любовь к родному краю и желание изменить жизнь к лучшему.