«Ақмола облысы білім басқармасының туризм, дене шынықтыру, алғашқы әскери және |
Коммунальное государственное учреждение «Центр туризма, физической культуры, начальной военной и технологической подготовки управления образования Акмолинской области» |
Научно-практическая конференция в формате Teach-in
«Краеведение и дети: идеи и практика».
Управлением образования Акмолинской области совместно с областным центром детско- ношеского туризма, краеведения и экологии при УО Акмолинской области в рамках реализации проекта «Программа развития школьных музеев Акмолинской области» 1-2 марта 2018 года проведена научно-практическая конференция в формате Teach-in «Краеведение и дети: идеи и практика». В конференции приняли участие: руководители музеев организаций образования, учителя истории, руководители краеведческих и туристских кружков, представители районных (городских) отделов образования из Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской областей, студенты педагогического колледжа г.Щучинск, преподаватели КГУ им.Ш.Уалиханова, университета им.А.Мырзахметова, филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области», представители центра "Сакральный Казахстан" Национального Музей Республики Казахстан, областного историко- раеведческого музея Акмолинской области, СМИ и телевидения (порядка 120 человек).
Цель конференции: усиление межведомственного взаимодействия в вопросах краеведения, определение приоритетных направлений поисково-исследовательской краеведческой деятельности в рамках школьного музейного краеведения, обмен опытом ведения краеведческой работы, формирование профессиональных компетенций историков-краеведов.
В день приезда для участников конференции была организована экскурсия по Щучинско- оровской курортной зоне. Многие из них были здесь, и даже не один раз, но ведь каждый раз Бурабай открывается по-новому. А красоту зимнего Бурабая не пересказать, ощущение, что здесь сказка! И это ощущение сказки подогревает и экскурсовод. Взрослые - как дети, по команде экскурсовода внимательно приглядывались к нагромождению камней посередине замерзшего озера, чтобы увидеть профиль юной красавицы-калмычки, и наблюдали по мере движения автобуса как профиль красавицы грубеет и превращается сначала в женщину средних лет, а затем в старуху. О Боровом существует множество легенд, многие из которых для историков (большая часть экскурсантов как раз из них и состояла) шли вразрез с историей. Но на то они и легенды, чтобы либо объяснять то, что пока объяснить не удалось, либо просто давать волю фантазии и иначе смотреть на мир.
Вечером того же дня в ДОЦ «Звездный» (Бурабайский район) состоялся круглый стол по теме: «Активные и интерактивные формы работы школьного музея», целью которого были: обсуждение вопросов теории и практики создания комплексного краеведческого музея, расширение теоретических и практических знаний и навыков, обогащение позитивного личного опыта, обсуждение мероприятий по краеведению на 2018 год, просмотр краеведческого фото-репортажа "Есть на карте Родины - район" (музейная афиша Аккольского района Акмолинской области), видео-презентаций «Мое село: прошлое и настоящее» (Зеленоборская школа-гимназия Бурабайского района, Енбекская СШ и Орнекская СШ Аккольского района). Поделились своим опытом и гости нашей области Ердаулетова Г.Б. (Костанайский район, Костанайская область) и Безгина Т.А. (Мамлютский район, Северо-Казахстанская область).
2 марта на базе школы-гимназии №7 г.Щучинск состоялась пленарная часть конференции.
Гостей в холле встречал школьный домбровый оркестр. До начала пленарного заседания посетили этноаул, расположенный в коридорах школы, где гиды-школьники рассказывали о древней и богатой истории Казахстана. Участники конференции имели возможность ознакомиться и со структурой новой школы-гимназии, и посетить кабинет «Рухани жангыру».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель руководителя управления образования Акмолинской области Дюсенова Ботагоз Балапаевна.
В пленарном заседании с презентацией коллективной монографии, посвященной истории формирования полиязычного населения Акмолинской области выступил кандидат исторических наук, заведующий кафедрой международных отношений, истории и социальной работы Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, руководитель научно-экспертной группы Акмолинской Ассамблеи народов Казахстана Капышев Ардак Каиржанович. Жумабаев Батырхан Еликович, заместитель руководителя центра «Сакральный Казахстан» Национального Музей Республики Казахстан рассказал о «Роли сакральных объектов в воспитании молодежи современного Казахстана». Большой интерес вызвала презентация Учебно-методического комплекса "Өлкетану" - "Краеведение" для 5-7 классов общеобразовательных школ Акмолинской области, которую представил Плачинта Иван Георгиевич, магистр естествознания по специальности «Экология», старший преподаватель кафедры экологии КГУ имени Ш. Уалиханова. Ведь уже в следующем учебном году в школьную программу будет включен новый предмет «Краеведение», именно по этому учебнику педагогам Акмолинской области предстоит работать. Уалиев Серик Султанбекович, старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области» выступил на тему « Формирование исторического сознания подрастающего поколения в условиях третьей модернизации». Интересно и эмоционально рассказала об «Орнаментальных традициях в прикладном творчестве народа. Магии серебра» Касымбаева Кумис Баймаковна, научный сотрудник отдела этнографии областного краеведческого музея Акмолинской области. Умурзаков Арман Галимтаевич, кандидат педагогических наук, директор областного центра детско-юношеского туризма, краеведения и экологии рассказал о работе центра по направлению «Краеведение» и реализации проектов программы «Рухани жаңгыру».
По итогам конференции выработаны рекомендации:
1. Усилить межведомственное взаимодействие в вопросах краеведения;
2. Заключить меморандумы с Северо-Казахстанской, Костанайской и Карагандинской областями о сотрудничестве в сфере развития детско-юношеского туризма и краеведения;
3. Обеспечить повышение потенциала по устойчивому развитию педагогов и других специалистов в сфере образования через центры повышения квалификации (краткосрочные курсы, тренинги, семинары).
4. Выявлять наиболее интересные краеведческие работы обучающихся, популяризировать их.
5. Организовать и провести туристко- краеведческие мероприятия (туриады, марафоны, акции и другие мероприятия), направленные на развитие экологической культуры и личности ребенка.
6. Активизировать работу малой академии юных краеведов, способствовать созданию исследовательских лабораторий и научных семестров по направлениям историко-археологической, эколого-краеведческой деятельности.
7. Разработать методические рекомендации по ведению музейной работы в школах;
8. Разработать методическое пособие по организации туристско-краеведческой работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
По окончании конферении всем участникам были выданы сертификаты, спикерам – благодарственные письма управления образования Акмолинской области.
Лейла Толуспаева,
заместитель директора областного центра
детско-юношеского туризма,
краеведения и экологии
при УО Акмолинской области.